Интервью
Религия – это желание человека быть счастливым
В канун светлого христианского праздника Пасхи мы в очередной раз задумываемся о Боге, религии, её месте в нашей жизни. С вопросами я обратилась не к православной церкви, которая является наиболее многочисленной в нашей стране, а к настоятелю освящённого в 2000 г. первого мурманского католического храма отцу Хуану Эмилио Сармиенто.
- Как Вы оказались в Мурманске?
- Я родился в Аргентине, потом изучал теологию в Испании и приехал в Россию, чтобы работать с католиками, живущими здесь. Католики из Мурманска написали письмо епископу и попросили священника, который бы крестил детей, служил святую мессу.
- Мурманску уже более 90 лет. Почему католического храма до сих пор не было?
- Насколько я знаю из разговора со старшими прихожанами, никогда не было такой возможности. Только в 2000 г. появился первый католический священник, который живёт здесь постоянно. Это я. Раньше священник из Санкт-Петербурга приезжал только один-два раза в год. Но этого, конечно же, мало.
- Молодёжь посещает католический храм?
- Да, конечно. Но немногие.
- Последнее время можно услышать мнение, что люди чаще стали обращаться к религии, вере. Это на самом деле так?
- Лично моё мнение, как иностранца и просто человека, который слушает радио, смотрит телевизор, всё дело в том, что сейчас идёт огромная реклама по поводу религии. Но реклама и настоящая вера не одно и то же. Всегда есть новости из области религии, но это не значит, что люди верят. Для многих это лишь привычка или дань моде. Например, если человек получил крещение в католической церкви, говорит, что он католик, но при этом не посещает храм, не читает молитв, какой же это верующий? Возникает противоречие.
- Христианство подразделяется на три ветви: православие, католичество и лютеранство. В чём основные различия между ними?
- У нас не существует разницы в философии, теологии и антропологии между православной, католической и лютеранской церковью. Существует единство, но оно не совершенно. Мы очень близки, но есть темы, которые пока не разрешены. И первое, какую роль играет Папа Римский для католической и для православной церкви? Православная и католическая церковь работают вместе по всему миру. Я из Аргентины, и знаю, что в Италии, Испании, США и вообще многих странах нет проблемы с разными вероисповеданиями. А здесь, в России, есть.
- То есть в России отношения между религиозными конфессиями налажены не так хорошо, как в других странах?
- Не совсем так. Дело только в том, что наши братья православные часто говорят, что римская католическая церковь занимается прозелитизмом (стремление распространить, обратить других в свою веру) внутри православной страны. Но Россия – не православная, это межконфессиональная страна. Если я скажу православная страна, то где индуизм, огромная еврейская община, мусульмане? Россия – светская страна – я лишь повторяю статью Конституции РФ.
- Роль религии в жизни человека?
- Когда мы говорим о религии, нужно объяснить, что же это такое. Религия – это желание всех людей быть счастливыми. Наше, христианское вероисповедание, должно помогать людям найти путь к исполнению этого желания. Понимаем мы это или нет, но внутри каждого из нас есть желание быть хорошим человеком. Неправда, если про кого-то говорят: «Он не хочет быть хорошим». Это заложено в нас с момента рождения. Человек хочет жить, и не случайно, когда он только рождается, он кричит. Он хочет сказать: «Я здесь, я человек». Религия должна помогать каждому понять, что он важен для Бога, он не вещь, никто не может диктовать его жизнь, его поведение. У православных, католиков, лютеран есть один путь, чтобы помогать людям: работать с ними, показать всегда очень хорошее отношение, понять, чего они хотят.
- Как это воплотить?
- Если католическая церковь не понимает, какую роль она играет на этой земле, ведь наша миссия быть хорошими здесь, на земле, а не там, на небе, тогда религия говорит параллельно и никогда не совпадает с реальной жизнью человека.
- Почему люди приходят к вам, обращаются к вере?
- Религия играет огромную роль здесь, на земле, для людей, которые ищут истину, этот путь. Люди не приходят с вопросом, по каким заповедям жить, как часто ходить в храм. Они спрашивают: Почему я страдаю? Почему я несчастливый человек?
- Религия может дать ответ?
- Религия должна помогать, должна соединиться с другими светскими сферами общества, чтобы искать ответы на это. Но для этого молодые люди должны понять, кто это – Христос. Когда я смотрел фильм «Страсти Христовы» в мурманском в кинотеатре, рядом со мной сидели молодые люди с чипсами с одной руке, пивом в другой. Во время бичевания Иисуса Христа – очень страшной сцены, которую показал Мел Гибсон – они сказали: «О, какой герой, ты посмотри! Какой хороший мужик!». Иисус не был герой, не был хороший мужик. Зачем эти люди пришли посмотреть фильм? Это для них похоже на Бэтмена, Супермена, на других американских героев.
Нет, Иисус не такой. Я не сомневаюсь, они «верующие» люди, православные или католики, но они не понимают, кто такой Иисус Христос. Это вопрос для меня, как настоятеля. В чём наша ошибка? Иисус всегда говорил со всеми людьми и показывал, как это делать. Кроме того, никогда он не говорил «Ты должен это делать». Я думаю, что религия играет огромную роль, и особенно христианская религия. Потому что христианство, я верю, - в настоящее время - это истинный ответ на проблемы в мире, не только в России.
- Как вы относитесь к людям, которые отрицают Бога?
- Для меня, во-первых, интересно говорить с ними, потому что они не могут сказать, что они неверующие. Они верующие, просто не понимают, кто такой Иисус. У атеистов вопрос о Боге не возникает, для них Бог не существует, он мешает. Но у всех людей есть вопросы в сердце. Не случайно во всех культурах есть религиозный смысл.
- Есть люди, которые не ходят в церковь, не читают Библию, не соблюдают посты, но стараются делать добро, помогать ближнему, не нарушать заповеди. Это верующие или всё-таки нет?
- Это очень интересный вопрос. Есть люди неверующие, которые действуют как святые люди. Я не могу сказать как верующие, потому что не всегда верующие действуют согласно их религии. Неверующий может быть в тысячу раз лучше верующего. Речь не идёт об этом. Неверующий человек, который не исповедует никакую религию, может быть добрым человеком. Но верующий человек всегда должен поступать как правильно, уважать людей, посещать храм, читать молитвы.
- Может ли человек самостоятельно разобраться в Библии? Правда ли, что Библию лучше читать только с наставником?
- Не только и тоже. Когда я читаю Библию, я читаю, потому что это надо сердцу, потому что я хочу. Может быть, у меня какое-то несчастье, и я ищу в Библии ответ на свою ситуацию. Или любопытно, я хочу знать и понять. Но для того, чтобы узнать, что я понял правильно, нужно проконсультироваться. Это не обязательно, но лучше спросить: «Отец, что написано здесь, какой смысл?». Священник должен помогать, потому что он изучал Библию, Ветхий завет, Новый завет, он изучал не только для себя, но чтобы помочь людям.
- Существует мнение, что Библию нужно или читать внимательно, каждый день, или вообще не открывать, потому что можно понять что-то неправильно.
- Нет, Библия всегда открыта людям, для тех, кто ищет ответ, ищет Бога, счастье, Библия, которая постоянно закрыта в доме и очень красиво сохраняется, это не хорошо. Это значит, что человек просто купил её, поставил в библиотеку, чтобы показать знакомым: видите, я верующий человек, у меня есть Библия, крест, икона. Но это не значит, что он верующий.
- Влияет ли вероисповедание на ваши взаимоотношения с людьми?
- У меня есть друзья неверующие, есть мусульмане, иеговисты, очень хороший друг священник православной церкви. Я их уважаю, потому что первый неписаный закон Божий состоит в том, что ко всем людям нужно относиться с уважением.
- У религиозной организации «Свидетели Иеговы» один из видов деятельности – звонить людям домой и предлагать поговорить об их видении религии. Вы одобряете такой метод?
- Я не очень понимаю эту конфессию. Я не могу понять до конца, чего они хотят, какая идея у них есть о Боге. Думаю, что они не верят в Святую Троицу. Моё мнение, что это очень близко к ереси.
- Пасха Христова - что для вас значит этот праздник?
- Есть религиозное значение, есть теологическое, есть антропологическое. Религиозное значение: сын Бога, который жил на земле, умер и воскрес. Пасха – это шаг. Для христиан это шаг от смерти Иисуса Христа к его воскресению. Поэтому когда люди празднуют воскресение Христа, это самый важный момент жизни. Есть время, когда человек говорит: я должен менять свою жизнь. Должен искать другие пути, я не могу продолжать жить так. Это тоже в каком-то смысле Пасха.
- Почему люди чаще всего обращаются к вере, когда им очень плохо, в самый тяжёлый момент жизни?
- Это всегда так, потому что когда нам плохо, когда мы волнуемся, боимся, мы ищем. Может быть, Бог помогает, может быть помогает вера. Это нормально.
- То есть когда человеку плохо он начинает заниматься поиском?
- Есть два варианта. Человек может упасть, и тогда он скажет: «Всё чёрное вокруг меня, никакого ответа, все плохие люди, никто не хочет помогать». Это пессимист. Есть оптимист, который скажет: «Нет, надо искать. Надо говорить со священником, врачом, учёными». Это совсем другие отношения перед Богом.
- В православную церковь можно зайти поставить свечку на удачу, за успехи в работе, хорошую сдачу экзамена. В католической церкви существует такой обряд?
- У нас тоже такое есть. Это знак верующего человека, который хочет попросить Бога.
- Разве это правильно обращаться к Богу с такими просьбами?
- Это не против религии, но человек должен самостоятельно сделать всё, что от него зависит. Например, невозможно получить хорошую оценку, просто попросив Бога. Если мне скажут: «Отец Хуан, читайте молитву, у меня завтра экзамен», я всегда спрошу: «А ты изучал, ты уверен, что будет хороший результат?» – «Да». – «Тогда пусть Господь помогает». Не знаю почему, но иногда религию понимают как магию. В религии нет магического смысла. Я не получаю крещение, чтобы завтра быть святым человеком. Это магия. Это язычество. Бог никакую роль не играет в этой ситуации.
- Давайте подведём итог нашей беседы.
- Я думаю, то, о чём я говорил с тобой, это очень важно. Люди должны искать ответ на вопрос о счастье, о любви, об отношениях с людьми. Надо спросить и православного, и католического, и лютеранского священника: что я могу сделать? Для нас, римско-католической церкви, ответ есть, наши двери открыты для всех. Если говоришь о религии, тема всегда остаётся открытой. Наставления других людей – лишь пища для ума, остальное каждый для себя решает сам.
Анастасия Брызгалова.
1 | Автор Анастасия Брызгалова |
Другие материалы:
- "Большой и страшный зверь"
- Murman Life + группировка ЛЕНИНГРАД
- Танкисты-энтузиасты
- Игорь Осадчий о жизни и работе в Финляндии
- На вопросы мурманчан ответили сотрудники ГИБДД по Мурманской области
"Если говоришь о религии, тема всегда остаётся открытой" - согласен на 100%.
Раньше в России не было религий, была православная Вера, как написано в Ведах. Нынешняя православная церковь - лишь подделка под неё.(Православие - Правь славить, что значит "Правь" в церкви вам скажут? :) ) Множество религий - множество столкновений разных мнений. Религии созданы людьми. Они предназначены для разъединения ищущих Веру. А разъединенными людьми легче управлять.
А христианство придумано евреями. Ничего лично против них не имею. Их, как и религии, используют для управлениями народами. Очень много руководителей, "элиты" - евреи. Иисус был на самом деле. Это был странник, который специально пришел к иудеям, чтобы учить правильной (не паразитической) жизни. Только его в итоге распяли, назвали богом, и придумали историю (из "Тора" - еврейские священные писания) о том, что он, мол искупил так грехи за всех и еще потом вернется. чтобы искупить снова. Неплохо-неплохо, т.е. можно убивать, заниматься ростовщичеством (а именно так они и пришли к власти), предаваться сексуальным извращениям и все будет ОК - воскреснет Иисус и мы его снова распнем :)))