Интервью
Ужас советских алкоголиков
«А мы в лечебнотрудовом
Профилактории живём,
Профилакторий — это наш
второй дом!
А без профилактория
От алкоголя мы умрём,
А если не умрём,
То тронемся умом...»
«Сектор Газа», «ЛТП».
Для справки. По данным Всемирной организации здравоохранения, когда в стране приходится более 8 литров чистого алкоголя на человека в год, начинается угасание этноса. В Турции, Китае, странах Азии этот показатель едва достигает 5 литров, в России же по статистике каждый человек выпивает за год от 14 до 18 литров чистого алкоголя!
Особую опасность представляет детское пьянство. За последнее десятилетие резко снизился возраст приобщения к алкоголю — с 16 до 13 лет. По данным общероссийского опроса молодёжи, алкогольные напитки потребляют 80,8 процента подростков и молодёжи.
АЛКОГОЛИКОВ ЛЕЧИЛИ В АПАТИТАХ
На слэнге жителей других населённых пунктов Мурманской области фраза «отправить в Апатиты» является синонимом выражения «отправить в дурдом»: такие аналогии стали возможны благодаря нашему соседству с Мурманской областной психиатрической больницей. Однако ещё каких-то двадцать лет тому назад «отправкой в Апатиты» пугали не только потенциальных «клиентов» МОПБ, но бытовых алкоголиков. В нашем городе располагался самый крупный, можно сказать, центральный лечебно-трудовой профилакторий.
Думаю, современная молодёжь вряд ли сможет назвать количество республик, которые входили в состав СССР, и уж тем более не знает о том, что такое лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП). Тем не менее, в 1961 году по указу Президиума Верховного Совета СССР и аналогичных указов союзных республик «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни» были созданы специальные лечебные учреждения для проведения принудительного лечения людей, которые злоупотребляли алкоголем. В тот же год на Украине был открыт первый лечебно-трудовой профилакторий. Спустя 10 лет на Кольском полуострове открыли сразу три «заведения» подобного рода, причём два из них находились в Кировско-Апатитском районе: ЛТП №1, в котором одновременно проходило лечение более тысячи жителей области, и ЛТП №3 на 600 человек. ЛТП под номером «один» располагался на промышленной площадке Апатитов (теперь его территорию занимает колония-поселение), ЛТП №3 — на территории Восточного рудника. Кроме того, при областной психиатрической больнице в посёлке Белореченский в то время работало спецотделение для алкоголиков, которые нуждались в принудительном лечении, но по медицинским показаниям не могли жить в бараках ЛТП.
ПРОФИЛАКТОРИЙ ИЛИ КОЛОНИЯ?
По организации режима ЛТП ничем не отличались от обычной колонии: ограда, обнесённая колючей проволокой, контрольно-пропускные пункты, бараки. Пациентов профилактория разбивали на отряды. Отрядами руководили сотрудники МВД. Форма одежды — робаи сапоги.
По сути исправительные учреждения, ЛТП имели производственный уклон. В ЛТП №1 был цех по обработке камня, где пациенты изготавливали надгробные памятники и сувенирные изделия. Был цех по изготовлению изделий медицинского назначения, в котором делали пластмассовые пробки для лекарственных пузырьков, а также пошивочный цех, где шили рабочую одежду и одежду для активного отдыха. Людям, хорошо зарекомендовавшим себя за время лечения, разрешали работать вне зоны, на строительных объектах города. Жители области, проходившие лечение в ЛТП №3, работали в производственных цехах «Апатита» и в посёлке Коашва.
При этом все пациенты получали зарплату, которую администрация лечебных учреждений перечисляла их семьям. Одновременно с трудотерапией люди, пристрастившиеся к алкоголю, проходили курсовое медицинское лечение.
Пребывание в ЛТП приравнивалось к административному наказанию. Административная комиссия, в зависимости от степени опасности человека для общества, принимала решение о принудительном лечении сроком на год или два года.
ИЗОЛЯЦИЯ ИЛИ ВНУШЕНИЕ?
— При ЛТП работала коллегия врачей, которые собирались каждые полгода и выносили решение о необходимости продления или прекращения лечения, — рассказывает Игорь Буланцев, заместитель главврача по лечебной части областной психиатрической больницы, который в то время работал в ЛТП №3. — В ходе лечения пациентам давали препараты, которые, по мнению больных, снижали тягу к спиртному. При взаимодействии с алкоголем такие препараты вызывают в организме определённую реакцию: изменение кровеносного давления, слабость, тошноту — явления неприятные и пугающие. На самом деле, основное лечение заключалось в изоляции больного. Заключение должно длиться до тех пор, пока тяга не угаснет, не восстановится обмен веществ, пока биохимические показатели организма не придут в норму.
— То есть даже ЛТП не могли окончательно излечить от алкоголизма?
— У алкоголиков две проблемы: слабая воля и непреодолимые влечения. Все виды лечения от алкогольной зависимости сводятся к тому, чтобы помочь человеку бросить пить. Но большинство алкоголиков не хотят бросать пить, а хотят стать умеренно пьющими.
Тяга к спиртному появляется потому, что человек стремится повторно ощутить состояние комфорта, которое он испытывал при употреблении алкоголя: внутреннюю раскованность и веселье. Со временем у пьющих людей появляется биологическая потребность в алкоголе. Причём людей, застрахованных от алкоголизма, не существует.
Скорость проявления признаков алкоголизма зависит от многого: от пола, возраста, здоровья, перенесённых заболеваний, особенностей мозга. Определяется она и наследственностью (генетическими факторами). Общеизвестно, что представители многих этнических групп (например, индейцы, малые народы Крайнего Севера) спиваются очень легко, так как в их организме нет необходимых ферментов для переработки этилового спирта и его соединений. Именно особенности обмена веществ в организме определяют скорость развития алкоголизма.
В ЧЁМ ПРОБЛЕМА?
В конце 80-х годов неоднократно ставился вопрос о закрытии лечебно-трудовых профилакториев. С приходом демократии принудительное лечение больных алкоголизмом стало рассматриваться как нарушение свободы личности. В 90-х система ЛТП была ликвидирована. Но, как это часто бывает, общественность одумалась и теперь предлагает вернуть лечебно-трудовые профилактории. Что же думают по этому поводу люди, работавшие в ЛТП?
— Игорь Геннадьевич, вы поддерживаете идею восстановления ЛТП как структуру МВД или у вас есть другие предложения?
— ЛТП — это крайняя форма перевоспитания. Кроме ЛТП, при социализме существовали товарищеские суды, профкомы, работа которых была направлена на то, чтобы давать оценку и контролировать действия человека. Вся существующая тогда система была настроена на борьбу с алкоголизмом, восстановление социальных связей и семейных отношений, поэтому были результаты.
Теперь ситуация изменилась. Люди, которые не мыслят свой быт без алкоголя, остаются со своей проблемой один на один. Пытаясь оторвать такого человека от рюмки, забирая у него «радость», мы должны предложить ему что-то взамен. Нам нечего предложить. Значит, человек сам должен заполнить эту пустоту — найти занятие по душе. В то же время, любое увлечение — дачный участок, автомобиль, катер — потребуют материальных затрат, но финансовое состояние многих северян не позволяет им осуществить мечту. Вот в чём сложность.
А что касается ЛТП, я уже говорил о необходимости изоляции таких людей и их занятости. Среди алкоголиков есть люди, опасные для окружающих, значит надо сохранить охрану учреждения. Может быть, есть смысл отказаться от единой формы. Кроме того, два года изоляции для человека, который не совершил уголовного преступления, на мой взгляд, слишком большой срок. Здесь при разработке правовых норм необходимо прислушаться к мнению специалистов. Тогда, возможно, будет толк. Можно провести аналогию с психиатрическим лечением: каждые полгода собирается комиссия и решает, продлевать лечение или нет.
Елена Кириллова
---
Сайт Region51.com является обладателем официального разрешения от редакции газеты «Час Пик - Апатиты» на перепечатку материалов газеты. Воспроизведение материала в любой форме на иных Интернет-ресурсах запрещено и будет преследоваться правообладателем по закону.
0 | Автор |
Другие материалы:
- "Плюшевые" ротвейлеры
- Все здесь будем
- «Мы делаем всё, чтобы люди в нас верили»
- Пресс-тур на базовую станцию компании Tele2
- Новый интернет-проект для жителей кировско-апатитского района