Забыли пароль?
Русский English

Статьи

28.10.2011 12:00
Категория: Разное
Город: Апатиты

"Сталина на вас нет!"

«Два соседних города, а какое между нами всё-таки расстояние!» Эта мысль пришла в голову два года тому назад, когда в эфире местной телекомпании «Альфа Плюс» я увидел картину,      показавшуюся дикой, чудовищной, невозможной. Убелённые сединами люди, отвечая на вопросы журналиста, сетовали на отсутствие «твёрдой руки» и притворно жалели: мол, вот окажись сейчас у руля Сталин — он бы навёл в стране порядок!

Интуиция подсказывает, что в соседнем Кировске представить себе такое попросту невозможно. Если Апатиты строились, по большому счёту, уже после смерти вождя и «с комсомольским задором», то Кировск, без преувеличения, стоит на костях спецпереселенцев. Там практически в каждой семье хранят память о родственниках, сосланных в тундру, и не испытывают к «отцу народов» тёплых чувств.

...Мы с Леонидом Коробейниковым, активистом общества «Мемориал», подходим к дому
№3 по улице Дзержинского. Здесь, в торце здания, размещается несколько комнат, выделенных «Мемориалу» под библиотеку. Правда, пользоваться библиотекой все желающие пока не могут, в помещении нет электричества. Как это часто бывает в нашей жизни, хорошее дело убивает «бытовуха». Хибинское общество «Мемориал» собрало громадный архив данных о жизни спецпереселенцев на Крайнем Севере, об их судьбах, разделённых жирной чертой на две части: до «красного террора» и после. Пожалуй, если бы в России случился новый Нюрнберг наших дней, эти сведения могли бы лечь в основу обвинительного приговора. Но трибунала над коммунистами, в отличие от других странучастниц Варшавского договора, у нас не было. Хорошо это или плохо, каждый может решить для себя сам. Но цифры жуткой статистики, собранные «Мемориалом» за всё время работы общества, шокируют и повергают в ужас.

СРОК ЗА ЯЗЫК

30 октября на постсоветском пространстве отмечают День памяти жертв политических репрессий. Предполагается, что в этот день потомки репрессированных, сосланных, расстрелянных в кровавой мясорубке тех лет, должны вспомнить о миллионах исковерканных жизней и, как минимум, сделать всё, чтобы те события в нашей стране больше никогда не повторились. У нас же, напротив, среди некоторых категорий граждан в последнее время принято отчаянно славословить эпоху Сталина и едва ли не молиться на портреты «отца народов». Они не понимают или не хотят понять одной простой вещи: если бы случился какой-то невообразимый исторический кульбит и в Россию вернулось сталинское время, то именно эти говоруны и отправились бы самыми первыми в новые лагеря. За последнее время они слишком привыкли к свободе слова и напрочь упускают из виду, что за рассказанный антисоветский анекдот можно было лишиться свободы на десять, пятнадцать или двадцать пять лет, а то и нарваться на «высшую меру социальной защиты».

ИСКАЛЕЧЕННЫЕ СУДЬБЫ

За двадцать с лишним лет работы Хибинское общество «Мемориал» выпустило несколько десятков книг. Все они в своём роде уникальны и в своём роде бесценны, но особенно в этом ряду, пожалуй, стоит отметить книгу «Спецпереселенцы в Хибинах». Здесь собраны воспоминания людей, переживших раскулачивание и ссылку в Хибинские тундры. Первый эшелон, под завязку набитый «врагами народа», остановился на разъезде Белом зимой 1930 года. А уже через четыре года в Хибинах насчитывалось свыше 13 тысяч спецпереселенцев, при
этом нужно учитывать, что каждый двадцатый, прибывший в те края, умирал либо от болезней,
либо от непосильной физической нагрузки, либо от того и другого сразу. Эти люди, привыкшие работать у себя в сёлах по двадцать часов в сутки, были опорой сталинской экономики: униженная, бесправная, почти бесплатная квалифицированная рабочая сила. На костях спецпереселенцев строился Кировск и Оленегорск, Никель и Заполярный, горнообогатительные комбинаты и алюминиевый завод, дороги и гидроэлектростанции. Да практически всё, что построено на Крайнем Севере во времена правления Сталина, стоит на крови, поту и костях этих
людей. Кстати, вопреки расхожему мнению, помимо относительно «вольных» поселенцев, были в окрестностях Кировска и спецлагеря ГУЛАГа закрытого типа. Некоторые из них сохранились настолько хорошо, что там до сих пор целы все объекты инфраструктуры — бараки, караульные вышки, даже колючая проволока ещё опутывает вкопанные в землю столбы.

НАДО ЗНАТЬ!

Несколько лет назад автор этих строк впервые прочитал труд американской журналистки Энн Эпплбаум «ГУЛАГ: паутина большого террора», получившей за эту работу самую престижную премию журналистского сообщества — Пулитцеровскую. В отличие от, допустим, «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына, в этой книге практически нет эмоций. Довольно отстранённо,
как принято в американской документальной журналистике, Энн Эпплбаум описывает факты,
почерпнутые ей из архивных документов, воспоминаний свидетелей и очевидцев. Но как раз эта отстранённость и воздействует на читателя сильнее всего: собранные воедино факты, документы и статистические данные наглядно показывают масштабы той национальной трагедии и цену, которую народ России заплатил за стремительную индустриализацию.

Увы, сегодня об этом вспоминать не принято, не модно. Бесценные научные труды, сведения, собранные активистами «Мемориала» буквально по крупицам, пылятся на полке библиотеки общества. Сегодня не принято говорить вслух о жертвах политических репрессий, о красном терроре, о людях, умиравших посреди тундры. Мы не знаем (и не хотим знать) того, что даже улицы наших соседних городов названы именами тех, кто был репрессирован, расстрелян, а затем реабилитирован (например, улица Кондрикова в Кировске и улица Гладышева в Апатитах). Кучка людей в городе молится о возвращении Сталина, а общество никак на это не реагирует. Утешает одно: он всё-таки не вернётся.

Пётр Гарин

---

Сайт Region51.com является обладателем официального разрешения от редакции газеты «Час Пик - Апатиты» на перепечатку материалов газеты. Воспроизведение материала в любой форме на иных Интернет-ресурсах запрещено и будет преследоваться правообладателем по закону.

0434.51
0
Автор Yana

Другие материалы:

Оставить комментарий:

 Подписаться на комментарии

Подняться