Статьи
Риторические вопросы Северного морского пути
Почему Севморпуть должен быть востребован? А там пиратов нет! Вот на этой оптимистической ноте можно было бы и закончить. Вместе с тем пиратство и сопутствующие этому проблемы не заставляют весь мир обратить взор на арктический путь, расположенный вдоль северных российских рубежей?
Почему? Причины, как часто это и случается в современной России, сплелись трудноразрешимый клубок, хотя экономическая целесообразность подсказывает, что этот клубок распутывать уже давно пора, и сейчас для этого есть все предпосылки.
Цена вопроса
Как метко выразился Владимир Михайличенко, исполнительный директор НП «Северный морской путь»,
«Северный морской путь изначально запирал не лед, а высокий тариф на грузоперевозки»
Этой фразой он озаглавил целую статью на портале Arctic-Info.Ru, делая акцент на возможных и вполне реальных возможностях СМП. Так, например, он приводит следующие расчеты:
Еще 20 лет назад мы подсчитали, что СМП будет эффективен при тарифе 5 долларов за тонну, это тариф Суэцкого канала, который остается неизменным. А у нас тариф был и 20, и 30 долларов за тонну. Например, тариф только на ледокольную проводку обычного груза в контейнере составляет 1048 рублей. После прорывного рейса танкера «Балтика» в 2010 году наши фискальные органы поняли, что тариф нужно снижать и это окупится. После произошедшего снижения тарифов транзит за 2011 год увеличился в 5,5 раза.
Для того, чтобы эти расчеты были осязаемы в сравнении с мореплаванием в южных широтах, достаточно привести еще одну упомянутую им же цифру:
Когда южнокорейцев спросили: оно того стоило? Те просто напомнили про Аденский залив. Нанять охрану из йеменских солдат стоит $25 тысяч, найти этих солдат еще сложнее.
Вместе с тем невозможным для понимания рядовому человеку остается следующее обстоятельство: тариф на проводку не уменьшается при том, что «Атомфлот» остается субсидируемым предприятием, способным увеличить количество проводок по СМП. Почему же власть неохотно и с большим скрежетом идет на уступку и снижение тарифа? Или в очередной раз мы пытаемся рекламировать то, что не планируем продавать? Вопрос пока риторический. Желание перейти от риторике к реальным деньгам ставит перед руководством страны еще один вопрос:
Инфраструктура
Причем тут речь идет не только о возрождении материально-технического обеспечения, но и об урегулировании массы бюрократических заморочек.
В рамках круглого стола »Арктическая транспортная система как фундаментальный фактор развития региона», который состоялся в ноябре 2011 года в Москве по инициативе РБК, прозвучал тезис о том, что сегодня необходимо восстановить всю структуру Севморпути — сервисные центры вдоль трассы Северного морского пути, потому что иностранцы привыкли получать весь комплекс обслуживания по дороге: от питьевой воды и срочного ремонта до замены экипажа.
NB Смутило то обстоятельство, что среди участников не было представителей «Мурманского морского пароходства». (Подробности круглого стола по ссылке - https://top.rbc.ru/pressconf/24/11/2011/626215.shtml)
И вроде бы на роль таких портов, расположенных непосредственно на трассе СМП, подошли бы, например, Диксон, Певек и порт Провидение у восточного входа, но все порты на трассе СМП на данный момент закрыты для захода иностранных судов, открыты только Игарка и Дудинка на Енисее, которые расположены далеко от моря.
Также отмечено, что раньше на вход иностранных судов можно было оформить разрешение на 1-2 года, к нему прилагался список портов на СМП, временно открытых для их заходов. Сегодня на каждое иностранное судно необходимо получить отдельное постановление с указанием названия судна и порта, что является серьезным препятствием. Возвращаемся к риторическому вопросу уже второй раз, переформулировав его «Что проще: укротить бюрократию и зарабатывать или потакать чиновничеству и субсидировать всех подряд?»
И все равно быстрее
Все отмечают, что у Севморпути есть одно неоспоримое преимущество перед южными — он короче. Маршрут Мурманск – Нингбо (Китай) занимает 20-23 дня. Дорога через Суэцкий канал составляет 35-38 дней. «Тем более, Атлантика – это, прежде всего, шторма, Аденский залив — это пираты. Они на крохотных надувных шлюпках уходят за 500 миль от берега, и ты никогда не знаешь, откуда они атакуют. Кто боится столкнуться с пиратами в Аденском заливе, огибает Африку — это уже 45 дней в пути от европейских портов до Юго – Восточной Азии. И такие рейсы были», — отметил В. Михайличенко.
Как показывает жизнь, в вопросах развития СМП нужна свойственная ледоколам напористость и бесконечность сил. Пока что добродушие власти по отношению к Арктическому маршруту более всего напоминает улыбку ледокола «Ямал» — уж больно зубаста…
0 | Автор DNK |
Другие материалы:
- Нордфильм — центр кинопроизводства на Кольском
- 78% соискателей в Мурманской области ощутили влияние кризиса на текущем месте работы
- Суровый северный спорт на фестивале «Гольфстрим»-2022
- Третья областная
- Меняю рекламу на жизнь дерева