Статьи
Нарушим правила игры: вот вам...морковки и шары!
В течение трех апрельских недель жители Мурманска и Колы получили приглашение стать полноправными участниками творческого процесса, своеобразной арт-игры, которую затеяли художники из разных стран - от Германии и до Южной Кореи. Каждый гость привез с собой оригинальный проект, некоторые - даже не один. Объединиться творцам помогло молодое сообщество "Арктический Арт Институт", и цель - не только совместное творчество, но и межкультурный диалог, разрушение стереотипов друг о друге, переосмысление и преобразование повседневности нестандартными методами. Целей было много, и некоторые из них возможно было осознать только в том случае, если сам примешь приглашение и включишься в эту игру - хотя бы на час!
На фото - проект "Яма" в Коле
25 и 26 апреля - результаты международной многодневной работы были оформлены в виде необычной выставки, и выбранное место было столь же неожиданным и небанальным, как и проекты участников. Удивительно, но итоги спонтанного творческого взаимодействия с жителями Мурманска были размещены в том месте, где когда-то... рождался сам город! Домостроительный комбинат - чем не идеальное место для работы и дискуссий тех, кто хочет помочь городу выстраивать себя с опорой на яркие краски творчества? Кроме того, выставка носила очень правильное название - "Открытый Дом", ведь двери в Необычное открыты всегда и для каждого. Конечно, если этот «каждый» готов на некоторое время принять правила Игры.
Внутреннее пространство Домостроительного Комбината
Как все это понимать – восприятие ломать?
Проблема в том, что ни видеосъемка, ни слова не передают суть современного искусства. Его смысл полноценно раскрывается именно от непосредственного участия зрителя, его вовлечения и прикосновения к тканям, формам, фигурам. Только тогда и случается алхимический процесс, в котором от взаимодействия изменяются оба элемента: и предмет искусства, и зритель. Это - и способ, и цель: выйти за пределы, найти более непосредственный и живой контакт между автором и соавтором (которым становится каждый, кто захочет поучаствовать). Таким, например, является пока еще странный и неприрученный для большинства из мурманчан зверь по имени "инсталляция". Сейчас я попробую описать чуть подробнее то, как с ним можно подружиться.
...В производственные помещения завода можно пройти только с гидом. Тяжелая железная дверь с лязгом открывается, и ты видишь: внутреннее пространство цеха монументально, огромно. Кому-то может стать неуютно здесь, кому-то может стать жутковато. И вдруг – вот это сюрприз - ты видишь в цеху множество ярких воздушных шаров! Они настолько неуместны здесь, настолько абсурдны и контрастны (хм, неужели в холодном мрачном цеху может быть…праздник?), что невольно возникает ощущение, ради которого и создаются такие инсталляции - ощущение, которое может быть выражено в одном простом междометии - "ох!". И вот ты уже не просто в цеху, а в творческом пространстве, которое было создано Руби Квон, художницей из США. Кстати, принять участие в надувании и развешивании шариков мог принять каждый желающий – и, конечно, пообщаться с автором!
Конечно же, в голове сразу же прозвучит хрестоматийный вопрос из школьных времен: «Что же хотел сказать автор?». К счастью, рядом с Вами не окажется сурового школьного учителя литературы, готового пожурить за неправильный ответ. Поэтому, если ненадолго отобрать власть у Внутреннего Критика и позволить своему сознанию включиться в игру-диалог, оно радостно примет это предложение и предложит Вам на выбор целую вереницу версий и смыслов – только выбирай!
Конечно, главный посыл довольно прозрачен (как и сами шарики): контраст хрупкости и грубого индустриального цеха, который заставит кого-то иначе воспринять это недружелюбное пространство (и удивиться изменению восприятия), а кого-то - поразмышлять над столкновением беззащитности и жестокости. И еще - над быстротечностью времени: ведь некоторые из шаров уже начинали опускаться на землю. Кроме того, эта инсталляция – отличная метафора и для выставки в целом: такая вот не-всем-понятная невесомая красота среди равнодушных бетонных стен, с которой каждый волен взаимодействовать по-своему. В конце концов, сам по себе воздушный шарик тоже имеет очень мало смысла, а все-таки упрямо дарит нам ощущение праздника. Не так ли?
Ну как, Вы уже включились в этот «квест» по поиску смыслов? Тогда идем дальше!
В соседнем цеху можно увидеть развешенные среди индустриальных элементов яркие полосы ткани. Кстати, похожие полотна будут ждать Вас и в одной из выставочных комнат. Что же это, к чему оно? Стоп. Это – самый настоящий тест на любопытство. Кто-то лишь пожмет плечами и пройдет мимо («Хм, непонятно!») и оставит себя без «сладкого». А кто-то захочет спросить у автора или ознакомиться с описанием – и тогда его ждет маленькое открытие. Оказывается, в своей работе Маргрет Колстад Брекке из Норвегии использовала не простую ткань, а именно ту, которая сохранилась со времен СССР. Она сама сшила лоскуты и покрасила их, а также разместила на ткани необычные буквы – они были взяты из алфавита сэра Томаса Мора (автор культовой книги «Утопия»). То есть, в работе прослеживается связь двух утопических идей. И еще маленькая приятная деталь: из фантастических букв складывается вполне реальная благодарность всем жителям Мурманска – слово «СПАСИБО!», которое художница создала за время пребывания в нашем городе.
На фото Маргрет Колстад Брекке из Норвегии, фото Леры Самойлик
Открытия продолжаются!
Между делом, мы сделали еще одно открытие: не все работы можно понять на интуитивном уровне. Для понимания некоторых необходимо знакомство с историей создания, с рассказом автора. Тогда все окончательно встанет на свои места и можно будет только удивиться разительной разнице во впечатлениях "первый взгляд" и "взгляд второй". Поразительное ощущение: как будто открывается некая дверь в закрытое до поры пространство другого человека. И ты внезапно осознаешь, что вся эта выставка, каждая работа – приглашение совершить такое путешествие, повод для диалога с Другим. В этом смысле современное искусство – тренажер (или испытание?) нашего желания понять того, кто на нас не похож, нашего внимания и уважения к чужим движениям души.
Если мы вернемся в основное выставочное пространство (не все работы были размещены в цеху, большая их часть находилась в бывшем помещении клуба «На месте») и совершим знакомство с остальными работами, то поймем: они интересны еще и тем, что почти все напрямую связаны с Мурманском!
Так, на выставке были представлены фотографии Энди Кинг из Германии, сделанные в нашем городе. Но…что это? На ярких сюрреалистических фото мы видим розового игрушечного кролика с несколькими парами глаз, какие-то невообразимые сочетания предметов и форм… Да разве бывают такие предметы?! Бывают. В нашем воображении. Таким нестандартным образом, изменив найденные в Мурманске предметы в графическом редакторе до неузнаваемости, автор хотела в юмористичекой манере передать нестыковки между представлениями иностранцев о России и настоящей Россией. Такие вот искажения сигнала искажения - такие же нелепые, как культурные предрассудки и неоправданные обобщения, относящиеся к какой-либо стране и ее жителям. Очень наглядно! И, конечно, заставляет задуматься: интересно, а как сильно искажается сигнал, поступающий от внешнего мира, в каждом из нас?
Конечно, проектов было много. Некоторые из них остались за кадром выставки, но только потому, что им необходимо время на "дозревание". Так же, как время на дозревание требуется и объекту пристального внимания художницы Мин из Южной Кореи - самой обычной...моркови. Да, ее проект донельзя метафоричен, невзирая на кажущуюся тривиальность объекта. Выращивая морковь (в том числе – во время пребывания в Мурманске), Мин приглашает присоединиться к ней и наблюдать за возникающими образами: она может рассказать, что процесс посадки и выращивания моркови может быть похож на процесс воспитания своего собственного ума.
Осознать город и себя в нем
Открываю очередную дверь: цветастые треугольники висят на растянутых нитях. Еще одна инсталляция? Не совсем. Это – долгосрочный проект художниц Сары и Наташи из Швейцарии, для участия в котором, конечно же, приглашались все желающие. Суть - сделать серые здания Мурманска более живыми. У вас есть ненужные шарфы, скатерти, постельное белье? Отлично! Давайте добавим в город красок все вместе. Всего-то дел: вырезать яркий треугольник из ткани и вывесить за окно.
Также в рамках этого проекта вы можете взять один из треугольников поменьше и сфотографировать его, привязав где угодно в городе - а фотографию послать по е-мэйл авторам.
Цель - соединить этими треугольниками самые разные города мира.
За этим проектом видна масштабная цель – развитие более осознанного отношение мурманчан к окружающему пространству через включение в его творческое преобразование. И здесь необходимо заметить, что отправной точкой для развития проекта "Домашний визит" послужили и исследования его участников, и коллективное создание проектов "Волна" и "Яма" в городе Кола.
Так, проект "Яма" преобразил целый лес заброшенных бетонных свай, превратив их в радующее глаз разноцветье.
Все участники проектов за три недели пребывания в Мурманске также были объединены еще одной общей целью: поучаствовать в творческой жизни города. Они составляли живые скульптуры, обсуждали векторы развития арт-направлений в Мурманске, проводили художественные исследования, взаимодействовали с горожанами в рамках своих проектов и вне их... Работы было проделано немало, и многие из ее результатов нам только предстоит оценить! Кроме того, организаторы планируют продолжение: ждем летом новый проект, галерею под открытым небом.
До свидания, Внутренний Критик!
И вот, проект закончен, художники покидают город. Что же дальше? Хм. Кажется, вместе с ними уехал куда-то и Внутренний Критик - тот самый, который поначалу пытался ворчать внутри нас.
Оказывается, если включиться в игру, все становится понятным и близким. Именно ради этой алхимии и создаются такие творческие пространства: чтобы у тех, кто привык восклицать "Я этого никогда не пойму!" произошла трансформация в иные варианты, вплоть до самого важного - "Что я сам чувствую, глядя на эту работу, что отзывается во мне?" Если это произошло, задача уже наполовину выполнена: человек решился на диалог с самим собой и с Другим.
Сама суть искусства - допущение, внутреннее разрешение, выданное своим чувствам и целому миру: "будь!". Ни одна идея не воплотится, если автор не даст ей крылья. Кто-то возразит: "Да я такую выставку за полчаса могу сделать!". Стоп. Так ведь и это здорово! Это является одной из целей подобных видов искусства: заставить каждого задуматься над тем, что он хочет и может сказать миру «здесь и сейчас». Неужели не бывало такого: Вы переполнены чувствами, но не даете себе права его выразить. Вы уверены, что не умеете рисовать, фотографировать, писать. И откладываете идею и порыв души в долгий ящик. Ведь бывало же? И каждый раз это чувство наполняет горечью, понемногу отравляет, подтачивает силы. Что ж, к идее Вы, возможно, уже и не вернетесь. А теперь представьте, что Вы сразу дали ей разрешение быть - выразили свои чувства так, как смогли: сплели из ниток, вырезали из бумаги... И чувство не исчезло, осталось в этой поделке. Если Вы делали так хотя бы раз - Вы знаете разницу. И, возможно, в следующий раз Ваше творчество пойдет еще дальше. И еще. И...тогда это будет уже Совсем Другая История.
Анастасия Анарэль
0 | Автор DNK |
Другие материалы:
- Туристический ажиотаж в Арктике
- Варим соль из воды Белого моря
- Оборотная сторона Италии
- О дорогах, водителях и вождении
- Дело пахнет керосином