На прошлой неделе с рабочей поездкой у нас в области побывал Дмитриий Медведев. Кроме всего прочего он посетил рыбоперерабатывающую фабрику и провёл совещание по развитию рыбоперерабатывающей промышленности.
«Здесь, в Мурманской области, в отрасли работают тысячи человек, эта тема здесь, безусловно, актуальна, как и в сопредельных, соседних регионах. Каждая шестая тонна пищевой рыбной продукции в России произведена на местных предприятиях. Именно в таких прибрежных регионах и нужно развивать переработку рыбы и морепродуктов», – подчеркнул Дмитрий Медведев, открывая встречу.
Рыбоперерабатывающая фабрика «Полярное море+»
Бухгалтерская отчётность компании ООО "РК "Полярное Море+»
Мощности береговых рыбофабрик Мурманской области позволяют перерабатывать до 80 тысяч тонн трески и пикши в год, однако в 2017 году их загрузка с учетом мороженого сырья в среднем не превышала 35-50%.
Все компании, занимающиеся рыбой, предпочитают сдавать свой улов заграницей, чтобы получать валюту. Эксперты отмечают, что рост цен на рыбную продукцию продолжается, и большая часть рыбы, добытой мурманскими рыбаками, продолжает уходить на экспорт.
Интересные цифры о среднедушевом побреблении рыбы и рыбных товаров с 1990 по 2001
На внутреннем рынке рыба становится все менее доступной российскому покупателю - за последние пять лет она подорожала вдвое, пишет «РГ». В частности, живая и охлажденная рыба в Мурманской области стоила в 2010 году 103,7 рубля, в 2016 году - 213,1 рубля за килограмм. При этом, по данным Мурманскстата, рентабельность рыбопромышленных предприятий выросла с 34,9 процента в 2011 году до 73,9 процента в 2016 году.
Обеспечение населения рыбопродукцией российского производства составило лишь 10,3 килограмма. По сравнению с 2010 годом оно даже уменьшилось, хотя вылов рыбы с 4,19 миллиона тонн в 2010 году вырос до 4,6 миллиона тонн в 2016 году и до 4,9 миллиона тонн - в 2017-м. Это говорит о том, что рыбаки не выполняют Доктрину продовольственной безопасности РФ, согласно которой нижний предел потребления рыбопродукции должен составлять 14,4 килограмма рыбы на одного человека.
Что стоило бы сделать в России
В рыбодобывающем регионе важно развивать не только собственную переработку рыбы и береговую инфраструктуру, но и строить современный промысловый флот. Ведь проблема обновления рыболовного флота для России очень актуальна. В качестве государственного стимулирования переработки рыбнойпродукции на российских предприятиях и развития береговой инфраструктуры может быть использована такая мера, как приоритетная выдача квот рыбакам, поставляющим уловы на отечественные перерабатывающие предприятия. В то же время увеличение сроков договоров позакреплению квот на более длительный период будет побуждать рыбодобывающие организации вкладывать деньги в строительство и обновление флота.
При этом срок, на который будут закрепляться квоты на вылов рыбы, логично увязать со сроком окупаемости судов.
Параллельно возможны государственная поддержка строительства рыбопромыслового флота и объектов инфраструктуры. Поскольку вопросы финансирования капитального строительства объектов рыбной отрасли в настоящее время остаются нерешенными из-за отсутствия долгосрочного льготного кредитования, по примеру других стран поддержка рыбной отрасли может основываться на госзаказе, считает Лашманов Фёдор Ильич, старший научный сотрудник Центра экономических исследований РИСИ, кандидат биологических наук.
Уловы рыбы по странам, мы находимся в 10 стран-лидеров по уловам, но это не сильно решает вопрос доступности рыбы для населения России, полный размер по клику.
Опыт Великобритании
В Великобритании суда длиной более 10 метров законодательно обязаны поддерживать экономическую связь с той частью населения страны, которая зависит от рыболовства и смежных отраслей. Это означает, что минимум 50 процентов улова по весу английские рыбаки должны выгружать в Великобритании. Не менее половины нанимаемого на судно экипажа должно проживать на побережье. В Великобритании именно местные рыбаки несут операционные расходы за поставленные товары и услуги, оказанные в береговых районах страны. Минимальные расходы должны составлять 50 процентов стоимости выгруженного улова из объема квоты без учета зарплаты экипажа или 50 процентов операционных расходов за ее вычетом.
Прибрежное рыболовство — самый быстрый и простой вариант решения, начало
Казалось бы, дайте больше квот прибрежному рыболовству и вы дадите мощный стимул для развития отрасли в регионе, но это не выгодно «рыбным генералам», которые хотят больше прибыли в иностранной валюте… А ведь работа прибрежных рыбодобывающих предприятий приводит к загрузке береговых мощностей и созданию добавочной стоимости в регионе.
Интересные цифры о прибрежном рыболовстве с 2005 по 2011, как вы видите, это даже не десятки процентов
В 2015 году прибрежная квота по треске составляла 28,67 тысячи тонн, а промышленная — 360,89 тысячи тонн. В 2016 году прибрежникам выделили 28,093 тысячи тонн трески, океанистам — 372,6 тысячи тонн. В 2017 году океанистам разрешено было выловить 359,17 тысячи тонн, тогда как квота прибрежников составила 20,9 тысячи тонн — меньше, чем в 2008 году, сообщает fishnet.ru
Да что там говорить, у нас даже порядок подачи заявления об определении вида рыболовства дискриминирует прибрежников. Для прибрежников это всего лишь двадцать дней против одного года, предусмотренного для промышленного лова (Приказ Минсельхоза России от 04.09.2017 № 458).
Так может надо просто увеличить квоты для прибрежников и снизить банковские кредиты на постройку судов для прибрежного лова и запуск переработки?!
Что интересно, где-то с 1933 года, после создания рыбного порта, который начал быстро развиваться, уже через несколько лет мы обеспечивали поставки в другие районы СССР по двести тысяч тонн рыбы ежегодно. В 2017 году наш порт обработал 207,8 тысяч тонн рыбопродукции... Ещё меньше, чем в 2014-м! Подробнее о том, скольк рыбы мы поставляем, вы можете узнать в материале «Прошло 4 года и ситуация с мурманским рыбным флотом только ухудшилась».
Ребята, мы в 21 веке рыбы в свою собственную страну поставляем меньше, чем в начале 20-го… Грусть, печаль…