Забыли пароль?
Русский English

Статьи

24.09.2020 21:58
Категория: Разное
Город: РФ

Трансграничные маршруты в Арктике: Россия лишняя?

Норвегия, Россия, Финляндия и Швеция в рамках сотрудничества согласовали обновленный проект Совместного транспортного плана Баренцева региона. В чем суть данного документа, какова в нем роль России и почему намеченные планы имеют шансы реализоваться не в полной мере?

 

 
Север един
Проект, затрагивающий развитие транспортной инфраструктуры в Баренцевом регионе, разрабатывался с 2012 года. Речь идет о модернизации существующей и создании новой инфраструктуры в северных регионах стран БЕАТА (Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны) «с суровым климатом и относительно низкой плотностью населения», говорится в документе. В Норвегии это территории региона Северная Норвегия, включая губернии Финнмарк, Тромс, Нурланн, в Швеции – территории губерний Норботтен, Вестерботтен, в Финляндии – территории провинций Лаппи, Северная Остроботния, Кайнуу и Северная Карелия. Что касается России, проект затрагивает Мурманскую и Архангельскую области, Ненецкий автономный округ, а также Республику Коми и Карелию.
 
Основная цель, которую ставят перед собой страны-участницы, – создать эффективную и устойчивую транспортную систему в Баренцевом регионе с внутренней связью между странами региона и с хорошим каналом связи с мировыми рынками, говорится в документе. План развития инфраструктуры комплексный – в его проекте говорится как о развитии автодорожной, железнодорожной, так и морской и воздушной транспортной сети.
 
Последняя редакция, которая и была согласована на днях, представляет собой измененный документ, который готовился новой экспертной группой. Решение о внесении изменений в план было принято в ноябре 2017 года Руководящим комитетом БЕАТА под председательством Швеции. В новую экспертную группу вошли по представителю Норвежской администрации общественных дорог и Центра экономического развития Финляндии, один представитель Росдормониторинга, один – Российского Минтранса. Сразу три члена комиссии – представители Шведской транспортной администрации, которой и было поручено возглавить всю рабочую группу по пересмотру документа.
 
 
Главные проекты
Последняя редакция проекта представляет собой не столько новую структурную программу действий в регионе, сколько сборник национальных планов стран, входящих в Баренцев регион. Помимо нацпроектов документ описывает также 16 трансграничных маршрутов на севере Европы, причем, по мнению экспертной комиссии, их можно разделить на более и на менее важные. Приоритетным в обновленном плане указана часть Ботнического коридора в пределах Баренцева региона – маршрут следует от финского Оулу через Хапаранда/Торнио в шведский Умео. Он включает в себя автодороги E8, E4, E75, а также железную дорогу протяженностью около 800 км.
 
«На сегодняшний день этот коридор играет важную роль, и его значение в будущем будет расти в связи с развитием промышленности в северной части Баренцева региона. Согласно прогнозу в северных районах Швеции и Финляндии ожидается значительный рост перевозок, связанный с промышленным развитием», — говорится в приложении к плану.
 
 
На второй позиции оказался шведско-норвежский коридор Лулео – Нарвик, который также состоит из автомобильных и железных дорог. В плане отмечается, что существует потенциал для увеличения объемов транспортировки рыбной продукции по железной дороге на данном маршруте в будущем, а также контейнерных грузов.
 

 

Маршрут, затрагивающий Россию, сумел войти в топ-3 рейтинга, составленного экспертной комиссией. Речь идет о коридоре «Воркута – Сыктывкар – Котлас – Архангельск – Вартиус – Оулу», который преимущественно является железнодорожным. Предполагается, что строительство участка железнодорожной ветки от Воркуты до поселка Усть-Кара даст возможность приступить к разработке новых месторождений твердых полезных ископаемых восточной части Тимано-Печорской провинции Коми и НАО, отмечается в плане.

 
Также большие надежды эксперты возлагают на Северный морской коридор, который будет способствовать развитию морских грузовых и пассажирских перевозок между Россией и Норвегией (ведь в настоящее время пассажирских перевозок между этими соседними странами не осуществляется).
 
 
Упор на туризм и экологию
Несмотря на то, что в промышленной структуре Баренцева региона доминируют горнодобывающая и металлургическая промышленность, лесное хозяйство, рыболовство и рыбопереработка, а также нефтегазовая промышленность, основной акцент в новом проекте совместного транспортного плана сделан на включении вопросов индустрии туризма и подключенной мобильности.
 
«Для многих арктических стран и регионов туризм является важной частью экономики, а его развитие – действенный способ диверсификации экономики депрессивных территорий. Баренцев регион обладает значительным потенциалом для развития северных территорий и расширения гуманитарных и культурных связей между жителями региона в сфере туризма,» — говорится в согласованном проекте.
 
Более того, именно включение вопросов туризма и мобильности стало причиной обновления документа в 2017 году. Авторы проекта плана также отмечают, что туризм, как и рыболовство являются более стабильными отраслями, чем развитые в регионе горная, нефтегазовая и лесная отрасли промышленности. Но необходимо понимать, что, говоря о развитии туризма и инфраструктуры под него, экспертная комиссия в первую очередь подразумевает туризм в рамках Европейского союза. В документе отмечен уже действующий проект ЕС «Посещая Арктическую Европу», также немало говорится об итогах работы туристической отрасти Норвегии, Швеции, Финляндии, а российский туризм описывается лишь с точки зрения его потенциала.
 
 
«Видно, что документ готовился еще в «докарантинную эпоху», когда рос туризм и чиновники рассуждали другими категориями. В новых реалиях этот документ нежизнеспособен. Но поскольку бюрократическая инерция слишком велика, то его приняли «по инерции». Еще одна важная деталь: документ в первую очередь ориентирован на развитие экономических потребностей внутри ЕС, интересы России в нём идёт скорее гарниром к основному блюду и ее стратегические интересы толком не согласуются с данным документом», — заявила доктор экономики Анна Мейзер.
В целом обновленный план можно назвать, скорее описывающим (существующие проекты и идеи), чем предписывающим. В самом документе говорится о том, что он является рекомендацией экспертов транспортных ведомств стран-членов и «не влечет за собой обязательств по реализации всех указанных в нем инфраструктурных проектов».
 
 
Автор: Виктория Бабаева, специально для GoArctic 

 

0454.03
0
Автор DNK

Другие материалы:

Оставить комментарий:

 Подписаться на комментарии

Подняться