ОСКАР-2026. «Грешники»
Стартовал оскаровский сезон 2026 года, и ближайшие рецензии волей-неволей будут крутиться вокруг фильмов, которые числятся в основных номинациях. «Грешники» — как раз из таких. Более того — это новый рекордсмен по числу номинаций. Но об этом позднее.
Фильм начинается с почти мифологического посыла: существуют мелодии, музыка, ритмы, способные пробуждать древние силы. В том числе инфернальные, злые, но с человеческой логикой. В этот момент кажется, что сейчас из тьмы вылезет нечто — монстр, демон, неважно, главное, что жанр заявлен как хоррор. Но режиссёр после некоего мистического интро делает резкий поворот и вместо ужасов предпочитает долго и обстоятельно воспроизводить быт Америки 30-х годов. Хлопковые поля, бедность, сегрегация, маленькие городки, пыль, шляпы. Сделано это аккуратно, местами атмосферно, но без особого размаха и — что важнее — без хоть какого-либо напряжения.
А теперь приготовьтесь, дальше будут спойлеры.

Эстетика эпохи, безусловно, симпатичная. Картинка гладкая, выверенная, временами почти рекламная. Прекрасная музыка. Это стопроцентный очевидный плюс. У гитариста Сэмми действительно красивый голос, а его номер, снятый в огне, — лучшая сцена фильма: эмоциональная, живая, честная. В эти минуты кино действительно дышит и оправдывает свою музыкальную одержимость. Мне кажется, весь фильм и затевался ради этой сцены. Хороша и концовка: момент смерти Смоука, его видение бывшей жены и умершего ребёнка, которого он, наконец, может взять на руки, — редкий эпизод этого фильма, где всё на своих местах.
Но к этому финалу зрителя тащат слишком долго. Разгон мучительно затянут, фильм будто боится сам себя и постоянно откладывает движение к экшену. К тому же авторы зачем-то снова и снова эксплуатируют набор чернокожих стереотипов в духе «чёрный — значит собирает хлопок, кругом страдание, нищета». Алло, мы и так всё это знаем, зачем в миллионный раз вбивать очевидное, не предлагая нового взгляда. Добавим сюда жанровую путаницу: буду честен, это не ужасы. Совсем. По ощущению «Грешники» куда ближе к мюзиклу с элементами мистики. А вампиры, которые просят приглашения, выглядят одновременно смешно и глупо — особенно когда это не томные девушки, а здоровые мужики, стоящие на пороге с недоумевающим лицом.

Отдельного упоминания заслуживает игра с лором. На Spotify, где выложен официальный саундтрек, спрятаны ссылки, ведущие на страницу фильма с изображениями. Там — газетные «вырезки», раскрывающие предыстории персонажей. The Boston Daily Journal за 1 августа 1911 года пишет о повреждённом корабле с ирландскими мигрантами, полном крови и обгоревших тел. The Clarksdale Herald от 9 февраля 1924 года рассказывает о двух похожих чернокожих мужчинах в масках, грабящих банки в Миссисипи. Chicago Daily Times за октябрь 1932-го фиксирует рост напряжённости между ирландской и итальянской мафиями из-за пропавшего нелегального алкоголя. Всё это выглядит любопытнее самого фильма и создаёт ощущение, что настоящая история осталась где-то за кадром.
Есть и проблема с двойной ролью Майкла Б. Джордана. Фильмов, где один актёр играет двоих, — масса: от Линдси Лохан до Тома Харди. Но здесь Смоук и Стэк настолько одинаковы, что иногда трудно уловить, кто из них кто. Если бы не головные уборы разных цветов, разобраться было бы почти невозможно. Даже идентичные близнецы чуть-чуть отличаются, а тут — ощущение одного человека, просто оказавшегося в двух местах.

В итоге «Грешники» — крепкое, но совершенно середнячковое кино. Точно не на 16 (!) оскаровских номинаций. Игра Майкла Б. Джордана — точно не лучшая мужская роль: ходить с каменным лицом в синей кепи и ржать в бордовой шляпе может буквально кто угодно. Фильм старается быть значительным, вновь пытается рассказать о том, как угнетается темнокожее население, вновь виноваты «белые», но чаще всего фильм производит впечатление аккуратно собранного, но пустого проекта. Красиво, местами музыкально, иногда трогательно — и удивительно беззубо.
От кино, являющегося фаворитом сезона, очень слабо, пресно и не новаторски. Посмотрел, и в памяти не остаётся практически ничего: ни образов, ни реплик, ни даже песен, которые вытягивают кино хоть на какой-то уровень, но попросту не запомнятся и не останутся в памяти поколений.

Фото: скриншоты трейлера «Грешники». Ужасы, музыка, 2025, 18+