Забыли пароль?

Блоги

24.01.2013 17:49
Категория: Разное

Рыбачий 2012. Часть пятая.

Желтая маршрутка, потеряшки, подводные мосты, дикие тюлени, парикмахерская в тундре, ромашки на берегу Баренцева моря - все в пятой части отчета о путешествии на п-ов Рыбачий.

Часть пятая, в которой мы преодолеваем себя и перевал.

Тот, кто хочет развить свою волю,
должен научиться преодолевать препятствия.
Павлов И. П. (тот самый)

В итоге в Новую Титовку мы заказали заброску, здраво рассудив, что со всем объемом вещей в микроавтобус не влезем. Точнее, влезем, но только если будем там единственными пассажирами – так в итоге и получилось, потому что забрасывать нас в Титовку приехала обычная такая желтенькая городская маршрутка с адекватным таким водителем.
Наш автомобильный путь лежал по новому мосту, под которым нам не так давно посчастливилось погулять, а потом по хорошей погоде и по хорошей же трассе аж до Титовки (чуть больше сотни километров). Все бы хорошо, но въезд на Муста-Тунтури (что в переводе означает «черная тундра») начинается не от Титовки, а от Нов. Титовки, и дорога туда уже не такая гладкая – подпрыгивая на каждой кочке вместе с велосипедами, гитарой и тушенкой, мы все-таки добрались до старта маршрута.
Правда, тут мы малость смалодушничали – за дополнительную деньгу попросили водителя закинуть нас наверх, на перевал – потому как мысль о подъеме на него никак не хотела вязаться с мыслью о вчерашнем пиве.
Зато наверняка порадовались те, кто видел нашу желтую Газель в то солнечное утро на перевале – думаю, мы своей Yellow почти что Submarine доставили кому-то пару приятных моментов. Впрочем, мы не понимали, почему это люди нам так радостно улыбаются, пока Антон не отметил, что мы вообще-то едем в маршрутке. Но зато потом мы уже и сами улыбались не меньше встречных туристов.

Где-то в самом начале спуска с перевала мы наконец попрощались с водителем до новых встреч (тем более, что он согласился везти нас обратно из Новой Титовки до Мурманска), а сами окунулись в дикое и прекрасное Заполярье.

Я сейчас, конечно, попробую передать впечатления на словах.

Итак, вокруг валуны, поросшие мхом и ягодами. Голубые озера, синее море и уходящая в никуда дорога, конечно, прилагаются, на то это и походная романтика. Но главное – не это. Главное – это то, что в тундре ты можешь сидеть на земле и понимать, что ты не только на земле, но и на Земле сидишь – чувствуете, в чем соль? Когда деревья не загораживают ни небо, ни горизонт, наконец-то понимаешь, что сидишь на поверхности огромной круглой планеты, которая летает вокруг солнца, и ешь бутерброд. Ни в городе, ни даже в лесу такого не почувствуешь никогда – так что тундра в этом плане как ничто другое способствует единению с космосом. И даже Рерих тут ни при чем!

Так вот, вернемся к быту. На перевале мы, конечно, знатно перекусили и пофотографировались (надо же было ловить момент, пока мы еще с чистыми волосами, бодрые и не обглоданные комарами).

А потом, еле прицепив огромные арчемаки (а также рюкзаки, палатки и спальники) к своим багажникам, попробовали двинуться в путь. Честно скажу, у меня это получилось хуже всех – толком не умея кататься, с грузом, да еще и по каменистой проселочной дороге долго без передышки не проползешь. В итоге, конечно, мне подумалось, что пеший поход – это мой вариант, а на велик я даже больше не сяду, ибо на нем двигаюсь медленнее, чем пешком и с вещами.

В итоге тут версии событий основной группы и моя могут разниться – они ехали размеренно, с передышками во всяких красивых местах (меня ждали, в общем-то), а мне приходилось сначала проклинать все на свете, добираясь до места короткого привала, а потом, едва отпустив руль, браться за него снова и ехать дальше, потому что пора двигаться, а отставать нельзя.

В тот момент, конечно, я не предполагала, какой непередаваемый кайф я получу на обратном пути, забираясь на этом же самом велике на этот же самый перевал – ну да, нельзя так просто взять и познать дзен. А на пути туда мое продвижение по перевалу больше напоминало мушкетерское «Я задержу их, ничего!» - если бы было, кого задерживать.
Правда, кое-где мы успели пересечься с остальной группой для того, чтобы посмотреть на памятники и кресты (на Муста-Тунтури, Среднем и Рыбачьем в Великую Отечественную шли активные боевые действия, и местность постоянно об этом напоминает),

попутно увидеть на Муста-Тунтури почти настоящую дорожную пробку

и подстричь Наде челку, лезшую в глаза – на ветру и маникюрными ножницами. Ну, хоть не ржавым ножом – и то хлеб.

Еще умудрились попасть в короткий, но очень освежающий дождь с градом, после которого ехалось во многом бодрее.

В итоге на выезде на Средний (когда дорога наконец стала ровной) я окончательно потеряла из виду Нику, Надю и Антона – они уехали куда-то вперед, вдоль моря, а мой багажник как раз решил отдать концы и сломаться к чертям собачьим. В тот момент я была с ним вполне солидарна – у собачьих чертей, думалось мне, должно быть хорошо и уютно.

А со сломанным багажником мне, конечно, не то, что догнать остальной народ было нереально, но и проехать несколько метров тоже. Поэтому я положила велик на обочину, повесила на руль шлем и ушла налегке в закат – ну, то есть не в закат, а в ту сторону, куда уехали мои скоростные друзья. Да и какой закат может быть ранним июльским вечером на берегу Баренцева моря?

Прогулка моя затянулась – на горизонте никого не было видно, погода была хорошая, так что я так бы и шла до самого Рыбачьего, если бы мне не встретились добрые люди, сообщившие, что в том направлении, куда иду я, велосипедистов уж точно нет. Пришлось поворачивать – все-таки далеко на обочине остался велик, а на нем – вещи, которые могли пригодиться, если бы я решила заночевать в одиночку под открытым небом. Что удивительно, такая перспектива меня даже не расстраивала – настолько, видимо, расслабляющее воздействие на меня оказывает тундра.

Но переночевать в одиночестве мне не удалось – у моего велика уже бродили недобрые Надя и Ника, а недобрый Антон шел мне навстречу с фотоаппаратом – спасибо особенностям местности, меня запеленговали с помощью зума и ждали с нетерпением. Оказывается, ребята не поехали по дороге в ту сторону, куда отправилась я, а свернули к морю и фотографировали трупы крабов. При этом у моря они остановились так удачно, что мне их с дороги было не видно – мастера маскировки! Это мастерство еще раз проявится во всем великолепии под конец поездки, но этого нам тогда было знать не дано.

Ну, никто никого не побил – благо, был уже вечер, и пора было останавливаться на ночь. Заодно рядом с местом крушения моего багажника (починку которого общим решением отложили на утро) нашлась неплохая поляна, да и море в двух шагах.

Удачно поставили лагерь, поужинали (как хорошо, что мы в качестве основного питания взяли именно легкие и непромокаемые пакетики с сублиматами – иначе вся группа тащилась бы с моей скоростью) и отправились делать что? Конечно, ловить рыбу, раз уж Надя специально взяла с собой удочку. Ника вместо удочки взяла фотоаппарат и штатив, Антон – гитару и фотоаппарат, а я – ничего. Будем считать, что я постигла космические истины и теперь мое занятие – созерцание.

Антон и Надя взялись строить рыболовные мостки из прибрежных камней, которые и правда очень напоминают небольшие строительные плиты. Только вот плиты имели какую-то странную особенность – только уложишь ее, как надо, так она тут же уходит под воду. Следующую кладешь – и опять то же самое. А потому что не надо ничего строить в прилив – что бы ты ни построил, все равно получится подводное сооружение.

Зато встретили тюленя-подростка – теперь уже никаких океанариумов, все настоящее и дикое. Умный звереныш, очевидно, поплыл обгрызать все, что плохо торчало из сетей местных рыбаков, а мы, человеки, венец творения, наблюдали за ним с тихим визгом и поскуливанием, не в силах связать хоть какие-то слова по поводу увиденного.

А вот потом начался дождь – так что пришлось быстрее возвращаться с берега к лагерю, где нас ждали сухие носки, сухие палатки и профилактическая доза водки. Ну, и умиротворяющее зрелище взорвавшейся машины на другом берегу губы (пользуясь случаем, напомню: будьте осторожны с газовыми баллонами).

Публикуется с разрешения автора, фотографии.

Остальные части путевых заметок автора:

Рыбачий 2012. Часть первая.

Рыбачий 2012. Часть вторая.

Рыбачий 2012. Части третья и четвертая.

Рыбачий 2012. Часть пятая.

Рыбачий 2012. Часть шестая.

Рыбачий 2012. Часть седьмая.

Рыбачий 2012. Часть восьмая. Vol 1.

Рыбачий 2012. Часть восьмая. Vol 2.

Рыбачий 2012. Часть девятая.