Статьи
Теплые фильмы холодного Севера
Знаете ли Вы, что буквально у нас под боком, в городе Тромсё, ежегодно проходит серьезный международный кинофестиваль - TIFF? Этот фестиваль – крупнейший в Норвегии – входит в пятерку самых значимых культурных событий страны. Ну а лучшим из лучших на нем даже вручают «пальмовую ветвь Тромсё»! За эту награду сражаются короткометражные и документальные фильмы, созданные в заполярном регионе (в северной Норвегии, Финляндии, Швеции, России, Канаде).
Наши соседи щедро делятся плодами своего творчества, поэтому специально отобранную коллекцию короткометражных фильмов фестиваля мурманчане могли увидеть в конце прошлой недели в рамках программы “Films from the North”. В прошлом году эта программа впервые была представлена в России. В пяти городах -Архангельске, Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске и Мурманске - были показаны 8 фильмов, снятых северо-норвежскими режиссерами.
Films from the North - Russian Tour 2013 - TRAILER
Ветер для всех один
В прошлом году главной темой программы «Фильмов с севера» стала любовь во всем множестве ее проявлений. А что же интересного припасли режиссеры для года 2013? «В этом году мы решили «поиграть» с темой малых народов», - так начал представлять программу руководитель проекта Игорь Шайтанов, - «Конечно, живущие на севере люди –постоянная тема фестиваля, но я уверен, что это получилось не специальное этнографическое кино. Это - кино о жизни, самоопределении – а это одинаково касается и тех, кто живет на севере, и тех, кто приехал сюда».
Действительно, заявленная тема программы, выраженная в словах саамской поговорки «Ветер для всех один», сразу настраивала на нужный лад. Первым мы увидели музыкальное видео от режиссера Емиля Триера – I came here – в котором был представлен живой портрет саамской молодежи из норвежского поселения Каутокейно. Многие при звучании слова «саам» сразу представляют себе людей, бегающих по тундре с оленями… Но это – всего лишь стереотип.
Уже с первых кадров можно было понять, что саамская молодежь, даже находящаяся в своей собственной среде, похожа на любую другую: тут и поиски адреналина в экстремальных прыжках на снегоходе, и вечеринки с друзьями, и нехитрые радости, общие для всех нас. Но, конечно же, штрихи местного колорита не давали забыть о саамских корнях актеров. Взять хотя бы яркий народный костюм («гакти»)… Конечно, он постоянно появлялся в кадре!
Как и было нам обещано в начале, каждый следующий фильм освещал вопросы, заданные в предыдущем. «С днем рождения, мама!» - сразу и не подумаешь, что короткометражный фильм с таким теплым семейным названием повествует о весьма серьезной проблеме. В этом фильме сыновья встречаются, чтобы отпраздновать 60-тилетний юбилей мамы в маленькой деревеньке. Пока по стаканам разливается алкоголь, старший сын выходит к братьям в национальном саамском костюме. И вот мы уже с удивлением видим, как подготовка к празднику мгновенно перерастает в ссору и жаркий спор о саамских корнях, и понимаем, что эта тема действительно может оказаться очень болезненной! «Не смей приходить в этой рубахе, ты будешь выглядеть дураком!» - подумать только, сколько негативных чувств способна вызвать такая мелочь…
Сила в малом
В заглавном фильме «Сила Ветра» мы получаем ответ на заданный в предыдущем сюжете безмолвный вопрос – «Неужели память о саамских корнях когда-то считалась постыдной?» И узнаем, что, действительно, все XX столетие норвежское правительство проводило политику «онорвеживания» малых народов. И ведь это получалось! Многие из саамов потеряли родной язык, они даже стеснялись говорить на нем со своими детьми! Все, связанное с этой культурой, считалось постыдным и старомодным. Лишь в 1980-х годах народ Саами в Северной Норвегии «пробудился ото сна», начав говорить о тех вещах, которые были запрещены. Постепенно началась борьба за восстановление своей самоидентичности, которая переросла в том числе и в создание ежегодного этно-фестиваля Riddu Riđđu.
Заглавный фильм – документальное повествование о фестивале, этой победной культурной площадке для малых народов. Ежегодно, чтобы обсудить детали празднования, организаторы сперва собираются в «чуме рассказчика» - уютном и теплом – и делятся своими идеями. Даже сам процесс организации фестиваля напоминает о саамских корнях и создает необходимый настрой. Он – повсюду на фестивале. Так, организатор в один момент решила, что надо бы цветы, которые дарят участникам, взять и заменить на…сушеную рыбу, конечно же!
Фестиваль малых народов севера собрал людей из нескольких стран – в том числе, и из России. На празднике можно было не только увидеть яркие ритуальные танцы и восхититься народными песнями, но и взглянуть на мир совершенно по-новому. Ведь в программу входило множество вещей, разрушающих границы и стереотипы: исполнение произведений, написанных на тексты саамского автора, целым оркестром; выступления рок-исполнителей; необычные завораживающие инсталляции… Кроме того, проходил и детский фестиваль, предназначенный показать радость, которую принадлежность к саамской культуре может привнести в жизнь самых юных участников торжества.
Трагедия, случившаяся в 2011 году на острове Ютойа под Осло, совпала с празднованием 20-летия фестиваля и поменяла всю суть праздника…. По страшному совпадению, совершенный в те дни теракт был направлен как раз против того, за сохранение чего боролись участники фестиваля… Он был направлен против мультикультурализма и признания равноправия всех народов. Двойной шок для участников празднества. В фильм вошла и эта трагичная страница норвежской истории, привнеся в него новое важное измерение: «Мы не должны сдаваться. Мы не дадим разрушить наше многообразие. Мы делаем важное дело – не поддаемся страху ни на миг…»
Неиссякаемый источник
Фестиваль «Ридду Ридду» для многих стал источником мощного вдохновения, уверенности и гордости за свои корни. «Фестиваль – это ритмичный барабан, который постоянно бьет и закрепляет самобытность коренных народов».
Для презентации фильмов в Россию приехал режиссер заглавного фильма «Сила ветра» и исполнитель одной из главных ролей в фильме «С днем рождения, Мама!» норвежец саамского происхождения Стейн Бьёрн.
«Это был путь длиной в 20 лет, и теперь мы гордимся тем, чего мы добились», - поделился Стейн Бьерн своими мыслями, - «Мы хотим помочь другим представителям малых народов увидеть, что мы сделали и, надеюсь, вдохновить их на создание чего-то похожего. Собственного фестиваля, например».
Мысль продолжил руководитель проекта, Игорь Шайтанов: «Культур не бывает более или менее значимых. Проблема самоопределения актуальна для русских также как и для жителей Чукотки. Мы постоянно что-то находим и что-то теряем... Важно понять что ты есть, чтобы не потерять все».
Действительно, идеи свободы, терпимости, борьбы за свои идеалы и свою принадлежность - они вдохновляли и заставляли задуматься о своих корнях. Заставляли захотеть познакомиться с собой и своей историей чуть ближе…и при этом вспомнить, что все мы – едины. Ведь не только ветер, но и солнце, и вся наша планета – одни для нас всех.
Анастасия Афоничкина
0 | Автор DNK |
Другие материалы:
- Малые народы Севера - большие проблемы власти
- Японские снежки юкигассен стали популярными в России
- В чем проблема – в лифтах или головах чиновников?
- Ощутимые перемены
- Игры разума