Страницы истории: 20-я Териберская пограничная комендатура войск НКВД Мурманского округа

13 февраля 1931 года в соответствии с приказом ОГПУ была организована 1-я отдельная Мурманская пограничная комендатура. До этого времени, с декабря 1921 года, здесь находился только 1-й отряд пограничных сторожевых судов. Однако в дальнейшем происходило только наращивание защитников рубежей Советского Заполярья. 13 февраля 1937 года на базе 1-й отдельной Мурманской пограничной комендатуры, Мурманского отряда пограничных судов и 5-го отдельного авиаотряда был сформирован 35-й Мурманский морской пограничный отряд, получивший современные корабли, построенные в Ленинграде.
Уже к 1939 году был создан Мурманский пограничный округ, подразделения которого активно участвовали и в советско-финской, а затем и в Великой Отечественной войнах.
В период переформирования 35-го Мурманского морского пограничного отряда НКВД на базе, входившей в состав его 3-й пограничной комендатуры, с 15 ноября 1940 года по 30 ноября 1940 года, в соответствии с Приказом НКВД СССР № 001399 от 02.11.1940 года была сформирована 20-я Отдельная Териберская пограничная комендатура войск НКВД Мурманского Округа с непосредственным подчинением Управлению Пограничных войск НКВД Мурманского Округа.
Управление комендатуры и подразделения Управления были дислоцированы в поселке Териберка Мурманской области. Участок государственной границы, находившийся под охраной 20-й Отдельной Териберской пограничной комендатуры по побережью Кольского полуострова составлял 230 км. С правого фланга с комендатурой граничила 17-я Отдельная Иоканьгская пограничная комендатура, стыком охраняемого участка государственной границы с ней был установлен мыс «Лихая Пахта», что в 22 км восточней становища Харловка и в 8 км западнее становища Восточная Лица. С левого фланга с комендатурой граничил 100 пограничный отряд НКВД, стыком охраняемого участка государственной границы с ним был установлен Кольский залив.

Согласно документам, штат комендатуры состоял из Управления, включавшего в себя 4 человека командования, 6 человек штаба, 5 человек политчасти и одного старшего фельдшера.
Основные подразделения комендатуры состояли из 7 береговых пограничных пунктов, дислоцированных в становищах Харловка, Рында, Порчниха, Гаврилово, Губа Лодейное, Мало-Оленье, Губа Долгая, а также резервного пограничного пункта и взвода связи в поселке Териберка. Каждый пограничный пункт имел численность 22 человека, а всего в личном составе комендатуры по штату мирного времени имелось 22 человека командного состава, 10 человек начсостава, 45 человек младшего начсостава и 161 человек рядового состава. Кроме того, комендатура располагала двумя обозными лошадьми и 55 оленями.

К материальной части комендатуры относились 3 пулемета «ДП», 9 раций и 9 катеров, а также два грузовых автомобиля ГАЗ-АА, две повозки одноконные и 11 нарт-саней.

Из материально-технических ценностей, транспорта и служебных животных в период формирования, комендатура имела свою телефонную линию на всем протяжении от становища Мало-Оленье до становища Харловка со всеми береговыми погранпостами.
Временно исполняющим должность коменданта пограничного участка 20-й Отдельной Териберской пограничной комендатуры приказом № 0052 от 13.11.1940 пограничных войск НКВД Мурманского округа был назначен бывший начальник штаба 35 погранотряда — майор Небольсин Андрей Владимирович.

Здесь стоит рассказать о личности майора Небольсина отдельно и более подробно. Андрей Владимирович родился 17 октября 1900 года в городе Минусинске Енисейской губернии и получил образование в 7 классов. В РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии) с 1920 года, до этого в Гражданскую войну был рядовым в партизанском отряде, участвовал в боях с бандитскими группами. В погранвойсках с 1922 года. Член ВКП (б) (Всесоюзной коммунистической партии большевиков) с 1926 года, в 1928 году окончил Омскую пехотную школу РККА им. Фрунзе. С 1928 года — контроллер контрольно-пропускного пункта 60-го пограничного отряда, а уже с 1933 года — начальник морского контрольно-пропускного пункта «Уэлен» 60-го пограничного отряда. Именно здесь Андрей Владимирович войдет в историю как участник героического спасения челюскинцев.
С большой тревогой и волнением пограничники Чукотки восприняли сообщение о гибели парохода «Челюскин» и высадки на лед всего состава научной экспедиции Отто Юльевича Шмидта и команды судна, и немедленно включились в проведение мероприятий по спасению челюскинцев, не дожидаясь указаний сверху, проявляя при этом исключительную инициативу.

Начальник МКПП «Уэлен» Небольсин А.В., как только ему стало известно 13 февраля 1934 года о гибели «Челюскина» тут же поставил об этом в известность летчика Ляпидевского Анатолия Васильевича, который так в газете «Правда» рассказал об этом:
«Настало 13 февраля. Такой же нудный день, как и все другие. Вдруг врывается Небольсин. Он весь занесен снегом, дышит прерывисто и явно взволнован. Отдышавшись и отряхнув снег, он подал мне радиограмму.
— „Челюскин“ раздавлен, люди пошли на лед, — читаю я вслух.
Снова радиограмма. Куйбышев требует:
— „Вашей ответственности спасение экипажа экспедиции „Челюскина“.
Непогода продолжалась. Ходили мрачные с вытянутыми физиономиями. Прошло пять томительных дней.
А в это время начальник МКПП «Уэлен» Небольсин А.В. выехал из бухты Лаврентия в Уэлен для организации на месте помощи по спасению челюскинцев. Высокую оценку получили пограничники за их активное участие в организации помощи по спасению челюскинцев, о чем свидетельствует пресса того времени. В передовой статье газеты «Правда» от 14 марта 1934 года сообщалось, что пограничники приняли на себя львиную долю испытаний при спасении челюскинцев.

В представлении командования отряда и Полномочного Представителя ОГПУ Дальневосточного края указывалось:
«Небольсин Андрей Владимирович, будучи начальником МКПП „Уэлен“ и членом тройки, проявил исключительную энергию, огромнейшую инициативу и высокую политическую зрелость в деле мобилизации веек местных средств и сил для спасения челюскинцев.
Работая непосредственно с первых дней получения сведений о тяжелом положении „Челюскина“ и челюскинцев, Небольсин сделал много не только непосредственно сам, но и, мобилизуя других, заражал всех своей настойчивостью и энтузиазмом. Организовывая заготовки продовольствия, мобилизацию транспорта, работы по подготовке посадочных площадок, бывая всегда на наиболее тяжелых местах работы, в тяжелых полярных условиях далекого Севера, Небольсин проделал на собаках и лыжах за это время до 3000 километров».
Постановлением ЦИК СССР от 15 июня 1934 года за выдающиеся участие в организации и проведении спасения челюскинцев, за сохранение научных материалов экспедиции Небольсин А.В. награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Автор: Игорь Горшенин
Фото: Фотографии из фондов Центрального пограничного музея ФСБ России (Музей пограничных войск)