«Саамское дело»: за что посадили составителя первого саамского букваря?

На одном из интерактивных экранов в Мурманском областном краеведческом музее открывается «Саамский букварь» Александра Эндюковского, изданный в 1937 году. Посетители смотрят на картинки, читают непривычные слуху слова и даже не подозревают о страшной судьбе его автора, о том, что книга, которую они разглядывают стала последней в его жизни. Он стал одним из фигурантов «Саамского дела».
Александр Гаврилович родился в 1901 году в Саратовской губернии в семье священника. Учился в НИИ речи и культуры, а после посвятил свою работу мордовскому языку и литературе. В 1930 году Эндюковский защищает диссертацию, и после его научный интерес смещается в сторону нашего региона. Он работал научным сотрудником в Институте народов Севера в Ленинграде, там же преподавал и ездил в экспедиции на Кольский полуостров, где общался с саамами, собирал фольклор, изучал язык.
Надо отметить, что в этот момент коренным малочисленным народом занимаются достаточно плотно. Саамов изучают и «документируют» довольно много энографов и лингвистов. Среди них Василий Кондратьевич Алымов — этнограф, краевед, геодезист, посвятивший себя Кольскому полуострову. Он с 1922 года проживал в Мурманске и в разное время работал в Комитете Севера и был одним из создателей и директором краеведческого музея, именно он организовал и возглавил Общество изучения Мурманского края. Благодаря Алымову, в Ленинград учиться впервые отправились саамские абитуриенты.
В 1933 году выходит саамский букварь на основе латинских букв, который подготовил этнограф, лингвист и специалист по саамским языкам Захарий Черняков. Он до этого занимался изучением саамского языка в Ленинграде, но к моменту выхода книги уже жил в Мурманске и работал в Комиссии окрисполкома по районированию и Комитете нового алфавита. Этот словарь сильно ругает Эндюковский. Он критикует и громит его, говоря о «досадных и вредных ошибках». Спустя два года этот словарь будет изъят, как «политически вредный». В это же время будет отпечатан учебник Эндюковского на основе кириллицы. Но он не успеет даже пройти апробацию.
В 1938 году все трое были арестованы по «саамскому делу». Им вменяли создание контрреволюционной повстанческой диверсионно-террористической националистической саамской организации в Мурманском округе. Сегодня это кажется дикостью. Но тогда учёных, этнографов и лингвистов обвинили в… подготовке вооруженного восстания.
Их арестовали в один день в октябре 1938 года. Тогда же в Ловозерском районе были задержаны 34 человека. В качестве доказательства заговора и подготовки мятежа были предъявлены винтовки и патроны. Главой «саамского заговора» был объявлен Алымов. Эндюковский и Черняков по версии НКВД также были на руководящих постах в группе заговорщиков, им подчинялись «ударные группы» на местах: в Ловозере, Юркине, Йоканьге, Мурманске. Они, при поддержке Финляндии, занимались вредительством — забоем скота, поджогами, лесными пожарами, развалом совхозов, сбором шпионских сведений и агитацией за «отторжение Мурманской области».
Этот чудовищный бред стоил жизни Алымову и 15 жителям села Ловозера. Их расстреляли 22 октября 1938 года. Еще 13 человек получили по 10 лет лагерей. Эндюковский умер в тюрьме в том же году. Лагеря и расстрела избежит Черняков, он проживет 97 лет.
Уже в 1940 году «саамское дело» будет подвергнуто сомнению, но всех расстрелянных и посаженных реабилитируют в 1957 году.
Василий Кошкин.